Достопримечательности Феодосии

Многовековая история города запечатлена в многочисленных феодосийских культурных и ар­хитектурных памятниках. Про­гулка по улицам города с обяза­тельным посещением главных феодосийских музеев воссозда­дут в сознании приезжего невероятную картину богатой на со­бытия истории древнего города.

Генуэзская крепость

На юго-восточной окраине Феодосии расположен так назы­ваемый старый город. Планировка этих кварталов несет на себе отпечаток Средневековья: узкие кривые улочки, старые дома, остатки древних храмов и крепостных сооружений. Именно здесь в XIV веке находилась цитадель построенной выходцами из Генуи крепости. Опасаясь набегов татар, генуэз­цы обнесли торговое поселе­ние двумя линиями обороны: внешней (в пределах которой размещался город) и внутрен­ней — крепости (цитадели). В плане цитадель представляла собой неправильный четырех­угольник крепостных стен 11-метровой высоты, увенчанных бруствером с бойницами. Длина оборонительных стен состав­ляла 718 метров. По периметру крепости располагалось 14 ба­шен.

У моря стена цитадели при­мыкала к наружной городской крепостной стене протяженнос­тью свыше 5 километров, имев­шей 26 башен. Внутри крепости находились не сохранившиеся до настоящего времени замок консула, резиденция латинского епископа, здание суда с балко­ном для оглашения консульских постановлений, казначейство, склады и магазины ценных то­варов — драгоценных камней, мехов, шелков.

Крепость утратила свое значе­ние после присоединения Кры­ма к России. В это время почти все стены и башни внешней ли­нии обороны были разобраны. Полностью сохранились лишь две башни — Криско и папы Климента VI — с прилегающими стенами и воротами. Достаточ­но хорошо сохранились башни Доковая, ди Скаффа (Круглая), Святого Фомы на горе Митридат и Святого Константина. Пос­ледняя является своеобразным архитектурным символом Фео­досии.

Башня Константина,возведен­ная в 1338 году и перестроенная в 1443 году, играла важную роль в системе обороны Кафы. Башня называлась также Арсенальной, так как в ней хранились запасы оружия: алебарды, шпаги, арба­леты, копья, стрелы, каменные ядра и т.д. Сооружение имеет прямоугольное основание и два яруса. Стены башни сложены из местного камня-известняка. Снаружи вверху четко видны каменные (после реставрации кирпичные) зубцы — мерлоны, над восстановлением которых в 1914 году работали лучшие итальянские мастера. Эти зуб­цы укрывали лучников и арба­летчиков во время защиты кре­пости.

Церковь Святого Иоанна Предтечи

На Карантинном холме, рядом с крепостными стенами, рас­положен храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен в XIV веке в традиционных фор­мах армянской архитектуры. Здание состоит из двух частей: более древней, квадратной, ко­торую венчает купол, и вытя­нутой прямоугольной, постро­енной позже. Интерьеры храма украшены барельефами. Сейчас это действующий православный храм, переосвященный в XIX ве­ке в честь Иверской иконы Божь­ей Матери и привлекающий к себе внимание своим средневе­ковым обликом. По преданию, в этом храме в 1472 году отслужил молебен тверской купец Афана­сий Никитин, возвращаясь на родину из своего путешествия «за три моря». Неподалеку от Иверской церкви находятся дру­гие средневековые христианс­кие храмы — Иоанна Богослова, Григория, Стефана.

Введенская церковь, ул. Красноармейская, 11

Самым старым из извест­ных архитектурных памятни­ков Феодосии является церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время ее построй­ки датируется VII-IX веками. Рядом с храмом расположена средневековая звонница, пост­роенная в XV веке. Здание цер­кви состоит из различных по времени сооружения частей. Часть здания, имеющая форму прямоугольного зала, является наиболее древней. К более позд­нему времени относится нижняя часть колокольни, состоящей из четырех столбов, перекрытых куполом. В результате поздней­ших достроек памятник приоб­рел вид трехнефной базилики с псевдороманским декором фасадов. В 30-е годы XX века церковь, как многие другие хра­мы, была закрыта, купол и ко­локольня снесены. Долгие годы помещение использовалось в ка­честве спортивного зала. Ныне это действующий православный храм.


Достаточно интересны в ар­хитектурном плане и другие православные храмы Феодосии — церковь Святой Великому­ченицы Екатерины (ул. Федько 95) построенная в 1892 году в традициях русской архитекту­ры XVIII века; храм Всех Святых (1885 год) на городском кладби­ще, сочетающий в себе традиции флорентийского классицизма и славянской архитектуры; собор Казанской иконы Божьей Мате­ри (ул. Соборная (Карла Маркса) 52), которому в 2007 году испол­няется ровно сто лет. Неподале­ку от Казанского собора недавно был установлен памятник апос­толу Андрею Первозванному, который, по преданию, пропове­довал Слово Божье на крымской земле.

Армянские храмы

В XI-XIV веках Феодосия и окрестности стали местом рас­селения значительной армянской диаспоры, спасавшейся от турецкого преследования. Вли­яние армянской культуры на­ложило большой отпечаток на архитектурный облик города. В прежние времена в городе на-считывалосьболее40 армянских церквей, множество фонтанов и жилых построек, возведенных в характерном для армянской архитектуры стиле. До наших дней уцелели лишь три храма, признанные памятниками ар­хитектуры, и один фонтан.

Храм Святого Георгия Победо­носца (ул. Нахимова, 32), постро­енный в XV веке, принадлежал армянской католической общи­не города. Здание храма в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Своеобразие внешнего облика храма заклю­чается в том, что здание состо­ит из нескольких частей разных периодов постройки. Древняя восточная часть сложена из бута и перекрыта полукруглыми сво­дами на арках. Достроенные в XIX веке средняя и западная части сложены из обработанно­го камня. Средняя часть храма перекрыта шатровым куполом на восьмигранном барабане. В настоящее время храм закрыт и нуждается в реставрации.

Храм Святых архангелов Ми­хаила и Гавриила (ул. Армян­ская (Тимирязева) 11) своим внешним обликом напомина­ет итальянские средневековые храмы, при этом сохраняя все характерные черты армянской архитектуры. Армяне-католики имели право строить свои церкви в генуэзской части Кафы, по­этому архитектура сооружения близка к архитектуре аналогич­ных церквей Италии. Здание вы­строено из бутового и тесаного камня, покрытого штукатуркой. На северо-западном углу соору­жения установлена шестигран­ная звонница из камня, укра­шенная резьбой. Внутри церкви едва заметны остатки росписи. В бо-х годах прошлого века храм был отреставрирован.

Недалеко от церкви Михаила и Гавриила располагается еще один памятник армянской архитектуры — церковь Святого Сергия (Сурб-Саркис) (ул. Армянская (Тимирязева) 1).
Постройка храма датируется 1363 годом,   однако существу­ют предположения, что он мог быть построен на два столе­тия раньше. Архитектура па­мятника сохраняет традиции средневековых армянских цер­квей. Прямоугольное в плане здание с алтарным выступом и полукруглым сводом перекры­то

двускатной черепичной кры­шей. Стены сложены из круп­ных блоков известняка, швы тщательно затерты. В восточной части здания находится алтарь, в котором имеется купель, ук­рашенная каменной резьбой. Здание имеет два зала и придел, соединивший церковь и звон­ницу, построенную в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Ее стены покрыты причудливым орнаментом.

Украшением церкви Свято­го Сергия являются вделанные в стены каменные плиты — хачкары (в переводе с армянского «крест-камень») с изображени­ем крестов и с надписями на ар­мянском языке. Они устанавли­вались по случаю строительства деревни или моста, в честь побе­ды над врагом, для увековечи­вания имен павших воинов или погибших на чужбине. Хачкары часто служили своеобразными памятниками, устанавливав­шимися в изножье могильных плит.

В 1888 году храм был пере­строен после пожара. Средства на его восстановление выделил художник И. К. Айвазовский (1817-1900), жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Феодосией. Для живописца, ро­дившегося в армянской семье, этот храм был родным: здесь его крестили, здесь он венчался со своей первой женой Ю. Я. Грефе, здесь же его отпевали. Согласно завещанию Айвазовского, он был похоронен в ограде этого храма. Рядом с церковью сохранилось установленное в 1903 году на могиле художника мраморное надгробие. На нем выбита над­пись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

После революции 1917 года храм долгое время пустовал, затем служил хранилищем лапидарной коллекции (собрание надгробных плит) Феодосий­ского краеведческого музея. В 1965-1970 годах в церкви были проведены ремонтно-реставрационные работы.

Мечеть Муфти-Джами, ул. Ленина, 6

Мечеть Муфти-Джами была построена в 1623-1637 годах в традициях османской архитектуры. Это самое старое в Вос­точному Крыму мусульманское культовое сооружение.

Основание мечети, сложенной из бута и кирпича, имеет квад­ратную форму. Алтарь тради­ционно для исламских храмов ориентирован на юг — в сторо­ну Мекки. В стенах храма про­делано два ряда окон. Сверху пространство храма перекрыто сферическим куполом на невысоком 12-гранном барабане.

Храм имеет три входа: глав­ный (северный), западный и вос­точный. Через дверь в западной стене можно подняться на внут­ренний балкон, идущий вдоль северной стены, или на высо­кий 8-гранный минарет, сло­женный из тесаного известняка и увенчанный металлическими шарами и полумесяцем. Рез­ной обходной балкон минарета — шерфе — опирается на чугун­ные узорные колонны. Внутри храма сохранились фрагменты росписи.

После присоединения Крыма к Российской империи в 8о-х го­дах XVIII века здание мечети было   передано католической общине Феодосии. В ней нахо­дился армянский католический храм Успения.

В 1975 году в ходе реставра­ционных работ мечети вернули первоначальный облик. В начале 90-х годов XX века здание вернули мусульманской общи­не, а с 1998 года в нем проводят­ся регулярные богослужения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Возможность комментирования заблокирована.